Виртуальный некрополь Севастополя

Реестр захоронений времен Великой Отчественной Войны в Севастополе

Ф.И.О.: Евграфов Николай Федорович
Дата рождения: 05.05.1921
Место рождения: г. Ленинград
Воинское звание: лейтенант ЧФ 18 (8 Гв.) ШАП ВВС ГБ
Дата призыва: 1939
Дата выбытия: 01.03.1942 Севастополь
Причина выбытия: Пропал без вести
Информация:

ЦВМА Картотека безвозвратных потерь; ЦВМА документы; ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.458; ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.476

14.05.2017 благодаря совместным усилиям бойцов ПО «Береговая Оборона» с помощью кадров немецкой хроники "Mein Krieg" было установлено место падения самолета  Ил-2 лейтенанта 18 (8 Гв.) ШАП ВВС ГБ Евграфова Николая Федоровича. При выезде на местность (между горами Орта-Тепе и Кая-Баш) были обнаружены куски дюралевой обшивки крыла, сохранившие первоначальный цвет наружной окраски, элементы силового набора, фрагмент остекления фонаря кабины, элемент "качалки" тросовой проводки управления. Найдены фрагменты: топливного трубопровода с хомутами крепления, звена боепитания ВЯ-23, оперения РС-82, замка крышки фонаря, бронеплиты 4мм, кусок силуминового картера АМ-38, многочисленные фрагменты обшивки и силового набора крыла. Данный случай- уникальный, не имеющий аналогов в поисковом движении, когда по кадрам удалось установить место гибели и имя пилота.

30.09.2017 состоялась установка памятного знака.

 

Рассказ Веры Федоровны Евграфовой, сестры героя.

(из книги «Времена и судьбы» племянника Евграфова- Соснина Дмитрия Александровича)

  Наши с Антониной братья оба не вернулись с фронта. Михаил, 1909 года рождения. освобожденный от призыва в армию по состоянию здоровья, с наступлением угрозы блокады Ленинграда, в октябре 41 года записался добровольцем в Володарскую дивизию народного ополчения. Сведений о том, как он погиб и где, не сохранилось. После войны, включен в списки пропавших без вести.

  Николай Евграфов, Коля. Родной брат Михаила, Антонины и Веры Евграфовых. Родился в Ленинграде 5-го мая 1921 года и на целых 12 лет моложе Михаила. К 15-ти годам он уже высокий, стройный и очень красивый юноша, чем-то похожий на знаменитого артиста американского кино Билла Смита. Летом футбол, городки. Зимой коньки и лыжи. Смелый и отчаянный до безумия. На спор мог переплыть Неву под Володарским мостом, или того хуже - прыгнуть с моста в реку, а это 18 метров свободного падения. Учился хорошо, впрочем, как и все Евграфовы. Когда сестра Тоня увлеклась прыжками с парашютом, Коля тоже стал с ней ходить в аэроклуб. С вышки прыгал, но на самолет не брали - мал еще. Как-то сестра уговорила инструктора Сергея Липатова прокатить брата по небу на У-2. Без парашюта, конечно, а как пассажира. С этого дня в Николае проснулся летчик. После школы ему пророчили карьеру киноактера, но он поступил в Ейское Военно-морское авиационное училище имени Сталина. Это был 1939 год.

  Начавшаяся война ускорила курс обучения, и в июле 1941 года всех курсантов отправили летчиками в действующую армию. Николай Евграфов получил назначение на Севастопольский участок фронта в флотскую эскадрилью истребителей и приказом начальника ВВС ВМФ Љ 043 от 19 августа 1941 года был назначен военным пилотом в звании сержант. С 23.08 и по 30.09 1941г. воевал на истребителе И-16 . Бои были жестокие, сбивали немцев, но и наши летчики погибали каждый день. Погибли два сокурсника Николая, но сержанту Евграфову везло. За это время он сбил двух "мессеров", а сам ни разу не попадался под огонь врага. Вскоре из фронтовой группы истребителей он остался один и был отправлен в 46-ю отдельную штурмовую авиаэскадрилью ВВС ЧФ. Эта эскадрилья была вооружена "летающими танками", такое название получили бронированные штурмовики Ил-2. На уничтожение наземной боевой техники и живой силы противника "Илы" вылетали по 5-6 раз в день. Экипажи менялись, но не всегда. К концу октября в 46-й эскадрилье осталось всего четыре исправных самолета, один из них - евграфовский. Коле опять крепко везло. Так в период с 30.10.41г. по 27.11.41г. летчик Н.Евграфов произвел 28 штурмовых боевых вылетов, т.е. летал громить немцев в течение месяца каждый день. Уничтожал танки, артиллерию, не взлетевшие с аэродрома самолеты, живую силу противника. И постоянно оставался целым и невредимым. За проявленные при этом мужество и смелость по уничтожению вражеских войск, за умение грамотно воевать, не щадя своих сил, Приказом Командующего Черноморским флотом № 0759 от 7 декабря 1941г. сержанту Евграфову Н.Ф. было досрочно присвоено офицерское звание "лейтенант". А уже 8 декабря лейтенант Евграфов приказом Командующего ЧФ Љ 2с был награжден первым боевым орденом - орденом Красного Знамени. В конце октября 46-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья была переформирована в 18 штурмовой авиационный полк, который был укомплектован новыми экипажами и самолетами. Чудом уцелевший "Ил-2" лейтенанта Евграфова был включен в состав первой эскадрильи этого полка. Каждый день Коля рвался в бой и по-прежнему воевал успешно. В полку за его самолетом по морской традиции закрепилось прозвище "непотопляемый броненосец", а самого летчика традиционно называли "везунчик". В период с 27.11.41г. по 23.12.41г. летчик-штурман (штурмовик-прим.адм.) Н.Ф.Евграфов совершил 24 штурмовых боевых вылета. За проявленные при этом мужество и смелость по уничтожению живой силы и боевой техники противника на Севастопольском участке фронта приказом Команќдующего ЧФ № 9с от 18 февраля 1942г. Н.Ф.Евграфов награждён вторым орденом Красного Знамени.

  Но 1-го марта 1942 года пилот-лейтенант Евграфов Николай Федорович при очередном вылете на штурмовку боевых позиций врага на Восточном склоне высоты 157,5 Севастопольского участка фронта был сбит зенитной артиллерией противника и не вернулся с боевого задания. Второй орден Красного Знамени так и остался в наградном отделе Черноморского Флота.

   "Похоронка" была отправлена в блокадный Ленинград на имя Евграфова Федора Евграфовича, отца погибшего летчика, которого и самого уже не было в живых. Да и дома Евграфовых в правобережной Сосновке тоже уже не было, так что скорбное сообщение не нашло адресата, и до конца войны хранилось в Ленинградском Горвоенкомате.

 О гибели Николая в семье стало известно, только в 1948 году. 

"В тот день четверка ИЛ-2 нанесла удар по аэродрому Сарабуз, разбила десять и повредила семь вражеских самолетов. Неплохой подарок к празднику. В налете участвовали старший лейтенант Виктор Куликов, младший лейтенант Николай Николаев и сержант Николай Евграфов. Руководил боем капитан Губрий. Военный совет объявил летчикам благодарность. А капитана Губрия наградил ценным подарком.. 

Но об этом стало известно позже. А пока, делясь подробностями штурмовки, Алексей Антонович спросил меня:


— Вы сегодня будете выступать с докладом?

 


— Да, я.

 


— Обязательно отметьте сержанта Евграфова. Этот хлопец особенно отличился. Когда мы делали разворот для второго захода, один «хейнкель» пытался взлететь и удрать. Сержант атаковал его, «угостив» очередью из пушки. Бомбардировщик загорелся на наших глазах".

 


Дорохов А. П. Крылатые защитники Севастополя. — Симферополь: Таврия, 1981

 

Дополнительно: Дважды награжден орденом "Красное Знамя". Не вернулся с боевого задания. Место падения самолета установлено как точка с координатами 44037' N 330 44' E на поле межу горами Орта-Тепе и Кая-Баш.

Виртуальный некрополь Севастополя

Реестр захоронений времен Великой Отчественной Войны в Севастополе