Виртуальный некрополь Севастополя

Реестр захоронений времен Великой Отчественной Войны в Севастополе

Ф.И.О.: Руденко Фёдор Фёдорович
Дата рождения: 19.08.1912
Место рождения: Краснодарский край, Ладожский р-н, х. Братский
Воинское звание: нач. отдела вещевого снабжения ПА 674 ЛАП
Место призыва: Октябрьский РВК, г. Баку
Дата призыва: 1941
Дата выбытия: 07.1942 Севастополь
Причина выбытия: попал в плен
Информация:

Форум поисковых движений; Автобиография

Сообщил Андрей Мурылев, поисковик.

Случайным образом в Пятигорске были обнаружены записи, относящиеся к обороне Севастополя. Тетрадь была выброшена, но, к счастью, обнаружена неравнодушными людьми. Поисковикам удалось выяснить автора записей.

Выдержки из тетради, расшифрованные Мурылевым А.А.

В Севастополе, в лагере "Виноградники"

 я видел командира нашего полка Регента  Он мне сказал: "Мы идем на этап, у нас есть проводник через болото Сиваш". Там они должны снять конвой и уйти через Сиваш. Но я не мог идти, потому что ранен в обе ноги, ходил с доской.

В Севастопольском лагере "Виноградники"

  мы находились (раненые) долго. Началась дизентерия. Как только заметят "санитары", что заболел воин - сейчас выбрасывают его в яму глубинной воронки, а ночью связывают руки и выбрасывают в море, чтобы не распространялась болезнь. Меня выбросили в яму, а там был севастополец, он жил на Коммунистической улице. Мы вместе с ним выбрались из ямы. У него была бритва "два близнеца". Мы ночью постучали на кухню, где выдавали "баланду" и нам дали два котелка вареной кукурузы и одну каску воды. До утра мы скипятили воду с ветками от вишни и пили, вот и остались живы.
Потом нас погрузили в вагоны и повезли в г. Джанкой, лагерь был в школе около дороги, там был 

(водопроводный)

кран и воды хватало.
Когда мы стали выезжать из Севастополя, то на первой остановке наш эшелон задержали и 

(нас)

 выпустили: мы побежали к речке (горной) Кеча: пили воду, умывались, с деревьев яблоки дички рвали, зеленые яблоки (кислые), чтобы не было дизентерии. Подошел 

(немецкий)

 эшелон с боеприпасами. Фашисты везли в сторону Севастополя. Мы собрались - что можно сделать, как взорвать эшелон? Два мальчика пробирались через заросли, спрашивают: 
- "Дяденьки, а куда вас везут?". 
Когда их спросили - "Как вас зовут?", один - Коля, другой - Вася. 
- "Вы сможете принести керосин или бензин?"
- "Бензин есть у нас, мы берем с фашистского подбитого танка, дрова разжигать".
Они притащили ведро бензина. Мы 

(бензин)

 разделили на три части: 2 котелка спереди, два - сзади и два в запасе. Я нес два котелка на палке, прикрытой мокрой гимнастеркой. Подошел к обрыву, опустил, а там уже ждали товарищи. Товарищи изготовили фитиль из исподней сорочки, вылили 

(бензин)

 на ящики с боеприпасами и подожгли эшелон с двух сторон. Кто-то из ребят бросил лимонку. Эшелон запылал, взрыв лимонки, фашисты разбежались, начались рваться снаряды, а наш эшелон с ранеными был на первом пути. Мы попросили машиниста (он русский), чтобы оттащил горящий эшелон, чтобы спасти раненых. После затишья нас всех ходячих избили и заперли в эшелон.
В Джанкое посылали на работу по 40-50 человек под конвоем. Мне нельзя было ходить, так как в ноге осколок не вышел, а торчал и не давал зажить ране. Не хотелось с голоду умирать, я напряг последние силы, бросил доску и вышел на работу, нас послали в оружейную мастерскую перетирать оружие. Там я достал напильнички и зубильце. Набил полную противогазную сумку гильзами от крупнокалиберного пулемета. Придя в лагерь, я делал перстни из гильз и на перстнях гравером выбивал "карту Крыма", а потом менял охранникам немцам на сухари и консервы и многих товарищей спас от голода.

Когда я попал к Великому полководцу - стратегу Жукову 

на 1-й Белорусский фронт, я был в 23-м отдельном штурмовом батальоне (у нас 70% был офицерский состав)

, у каждого карта полевая, компас, каждая группа могла самостоятельно действовать, всё было на колесах. За 7 суток мы прошли наступление больше 900 км. Остановились во Франкфурте-на-Одере. Берлин занимает 600 км кв площади, разделен на две части каналом Шпрее. На канале Шпрее много наших погибло при форсировании канала, но Рейхстаг нашему штурмовому батальону 

(брать)

 не пришлось. Были видны Бранденбургские ворота и за ними Рейхстаг. А уже поредели ряды, не с кем было штурмовать. 

9 мая 1945 г. мы салютовали Победу в Берлине. Жаль товарищей: прошли всю войну, освобождали Европу и в последний день вот сложили свои буйные головы на канале Шпрее в Берлине. В Берлине я находился в резерве 1-го Белорусского фронта и, что же ты мог представить, расквартировались мы на частных квартирах, прошло 16 дней, я хотел побриться, начал искать зеркало. Открыл ящик хозяйского комода и вдруг, смотрю, группа немцев сфотографирована в военной форме, я узнал одного фрица, он охранял в Джанкое наш лагерь, я ему менял кольца 

(сделанные)

 из патрон. 

Позвал хозяйку - спрашиваю - "Это Вилли?"
Она отвечает - "Да, Вилли!" 
Я говорю - "Он в Крыму был?"
Она отвечает - "Да, был!"
Тогда ей говорю - "Я делал кольца в лагере и менял на консервы и сухари".
Она приносит кольцо, которое я делал в лагере!

 

 

Дополнительно: попал в плен (освобожден)

Виртуальный некрополь Севастополя

Реестр захоронений времен Великой Отчественной Войны в Севастополе